VII Форум пивоваров и рестораторов: курс на развитие рынка!
18-19 июня уже седьмой по счету Форум пивоваров и рестораторов собрал во Львове, на территории Fest Republic владельцев и руководителей ресторанов-пивоварен, дебютантов и опытных пивоваров, технологов и маркетологов средних и мини-пивоварен, украинских и зарубежных производителей. Лучшие спикеры и эксперты, стоявшие у истоков крафта в нашей стране, насыщенная двухдневная программа – это все о Форуме!
По пути с крафтом!
23 компании-производителя представили свои продукты и услуги, инновационные решения и предложения по развитию отрасли, которая становится движущей не только для отдельных брендов, но и для глобальных секторов промышленности страны. 200 единомышленников из Украины, Польши, Чехии, Швеции, Франции, Бельгии – новые лица и постоянные участники, с которыми пройден путь длиною в семь Форумов – от самого зарождения крафтовой революции в стране! За это время Форум стал действительно значимым событием пивной индустрии.
Как отметила на открытии основательница проекта «Технологии и Инновации», автор идеи Форума Екатерина КОНЕВА: «Несмотря на начало «горячего» сезона у пивоваров, когда каждая минута имеет значение, они все же нашли время посетить мероприятие. Вместе мы взяли курс на развитие крафтового рынка, и только совместными усилиями можем сделать Украину пивоваренной страной!»
Принимал масштабное собрание профессионалов и любителей пивного бизнеса главный организационный партнер Форума – Театр пива «Правда» и атмосферная территория FESTrepublic, где нашлось место и для обновленного производства «Правды».
Подчеркнул важность мероприятия и соучредитель «Правды», пивовар Юрий ЗАСТАВНЫЙ: «Я услышал слово «Правда» в 10 раз больше на Форуме, чем, когда мы организовывали здесь пивной фестиваль сами. Большое спасибо! Как же не помогать, как не поддерживать эту отрасль! Одна из лучших деятельностей в моей жизни – варить пиво. Пиво нас собрало вместе, и основная его задача – это социальная роль, общение. Ваша инвестиция временная и денежная в приезд сюда будет потеряна, если вы до обеда каждый из вас не познакомится с тремя новыми людьми, а после обеда еще с тремя. Общение – это то, что нас сюда привело. Общайтесь, наслаждайтесь, мы находимся в лучшем бизнесе!»
День первый
Центральной темой конференц-дня стали технологии и инновации. Говорили о новых возможностях хмеля и солода, пивной идентичности Украины, о розливе и таре, инвестициях, сравнивали способы затирания – декокцию и инфузию, проводили работу над ошибками в создании собственной пивоварни, разбирали особенности внедрения системы НАССР. Юридические вопросы и тонкости интеллектуальной собственности помогли понять эксперты ППФ «Пахаренко и Партнеры» – Главного Юридического партнера мероприятия. В рамках секций маркетинга и экономики говорили о концепции пивного ресторана, пивной рознице, фудпейринге.
Вопрос о том, какие проблемы наиболее остро стоят на повестке дня у средних и мини-производителей, поднял главный пивовар First Dnipro Brewery (FDB), крестный отец многих украинских и зарубежных пивоварен Дмитрий НЕКРАСОВ: «Картина на сегодняшний день не радужная: многие крафтовые предприятия переживают не лучшие времена, вплоть до закрытия, продажи бизнеса. Но, по моему мнению, это будет хорошим уроком тем, кто только начинает эту деятельность, и тем, кто сейчас ее ведет: свой труд надо не бояться оценивать и оценивать правильно! Если вы думаете, что за ваш продукт столько не заплатят, соответственно, не стоит трудиться. Ведь только на идее, на хайпе, воодушевлении семью не накормишь, из «гаража» не выйдешь, к сожалению. Непростые времена, но те, кто выживут, будут сильными. Радует, что интерес не исчез у людей, разговоры на темы «все сложно» не пугают, а заставляют задуматься. Какими вижу задачи украинских крафтовых пивоварен на будущее? Стать стабильными в финансовом отношении, стабильными в отношении продукта. И так же уважать друг друга, – как бы не хотелось мокнуть конкурента лицом в грязь!
Программа Форума была насыщена теорией, практикой и общением – таким важным для пивоваров обменом опытом и объединением вокруг решения глобальных для отрасли вопросов. Приятной паузой в череде выступлений стала «Открытая народная дегустация» пива от украинских производителей, в том числе – победителей конкурсов East European Beer Award 2017 и 2018. Представлено было пиво от Red Cat Brewery, FDB, «Волинський бровар», «Частная одесская пивоварня», «Рівень», Ale Point, Rock Dog Brewery, СОФПИВКОМ ДОР, «Карабас-Барабас».
Презентация блюд из улиток от основательницы фермы «Західний равлик» Ирины Юськевич стала не только гастрономическим открытием для многих участников, но и новым вариантом фудпейринга пивом. Никого не оставили равнодушными изящные закуски украинского производства: тарталетки с улитками, со сливочным сыром и зеленью, с медово-лимонным соусом и острые, с соевым соусом, паприкой и чесноком.
В течение всего конферец-дня работала традиционная выставка оборудования, технологий, сырья, упаковки, розлива, укупорки и сопутствующих товаров для пивоварения. Свои продукты и решения, новые разработки представили компании-производители и импортеры: FERMENTIS, Группа компаний «Харвест Агрохим Украина», ООО «Термо-Пак», ООО «Донау Лаб Украина», ООО «Сфера СИМ», Pontum AB, Browamator/HeyHops, Atlas Brewery Design, ГЕА Украина, Castle Malting, Пэт Технолоджиз, ЗАО «Ветропак Гостомельский Стеклозавод», ООО «Электроприводы Белимо Украина», «Бюлер», ООО «Фил-тек», ООО «ЕМСИТИ КОМПАНИ», ООО «Сезам Іва», ТМ «Теплые моря», ШКВАРКА м’ясні делікатеси, MagNum-beer, «РОЯЛ фрут гарден», ООО «Хвиля», Мова Імпорт, Beer Set.
И выставка, и теоретическая часть Форума охватили самые актуальные темы отрасли: инновации, технологии пивоварения, повышение качества пива, эффективные продажи, маркетинг, экспорт, успешные пивные заведения.
День второй
Участникам запомнится и практическая часть второго дня Форума: Пивной тур, Гурмэ-тур, коллаборационная варка пива, work-shop для пивоваров. Львовские локации Пивного тура «Крафтовый путь» дарили вдохновение и идеи: музейно-культурный комплекс пивной истории «Львиварня» – единственный в Украине интерактивный музей пива, и один из самых современных, с 200 экспонатами; пиццерия «Тесто», которая угощала замечательными сочетаниями настоящей итальянской пиццы из дровяной печи и крафтового пива; пивной магазин сети Beer Set с самым широким во Львове выбором крафта и известных сортов разливного пива Украины; ресторан-пивоварня «Старгород» – пивоварня, которая варит пиво по чешской технологии и только из чешских ингредиентов. В «Старгороде» не только угощали блюдами и пивом собственного производства, но и провели экскурсию по производству.
Наслаждением для гурманов и ценителей креативных концепций стал Гурмэ-тур заведениями Холдинга эмоций !Fest: Перша Львівська Грильова Ресторація М’яса та справедливості, Реберня «Під Арсеналом», паб «Пошта на Друкарській», «Театр пива «Правда». Шеф-повара, пивовары и руководители этих учреждений поразили своим гостеприимством и теплом!
Очень интересный четырехчасовой work-shop для пивоваров провел Йиндржих ХЕЙН, эксперт пивоварения из Чехии, соучредитель компании «Czech Brewmasters» и культовых пивоварен «На Копечку» и Kunratice. Тема семинара «Самые распространенные проблемы в малых пивоварнях: как их преодолеть?». Эксперт подробно раскрыл проблемы с качеством и ее стабильностью, устойчивостью и гигиеной пива. Практическим элементом стали дегустации пива – три теста дегустационных способностей участников.
– Я заметил, что проблемы, с которыми сталкиваются пивовары, владельцы пивоваренного бизнеса в Украине, очень схожи с теми, которые были у нас 10 лет назад, когда в Чехии началась крафтовая революция, – комментирует Йиндржих Хейн. – Это, в частности, сложности в работе с продуктом на рынке, и мы уже знаем, как их решать. Проблемы, как продавать свою продукцию, как подавать ее потребителям, как обеспечить стабильность вкуса, обеспечить, чтобы проданный товар не вернулся в качестве рекламации – это очень важные моменты и сложные для крафтовых пивоварен, ведь ресурсы ограничены. Существует много способов выровнять эту ситуацию. Существует много подходов, начиная с маркетинга, например, если есть ограниченный срок хранения, то с этого недостатка можно сделать преимущество. И есть технологические способы, чтобы просто продлить срок годности пива. О проблемах, с которыми могут столкнуться пивовары в дальнейшем: крупные игроки рынка заметят, что крафтовый сегмент растет, поймут, что он рентабельный, и войдут в него. Поскольку у них ресурсы, в отношении крафтовиков, неограниченные, будут применять свои маркетинговые подходы, дистрибьюторские возможности и производственные мощности, чем будут представлять угрозу крафтовому рынку. Как в любой культуре. Просто вы должны быть к этому готовыми и уверенными в себе. Даже в такой ситуации можно быть успешным!
Одновременно с другими мероприятиями началась коллаборационная варка пива на новом заводе «Правды», который имели возможность посетить с экскурсией все участники Форума в конце конференц-дня. Варили Венский лагер с украинским колоритом – добавлением украинского сырья и специй.
– Форум очень понравился, как всегда порадовала дружеская атмосфера крафтового комьюнити в Украине, мне кажется, не каждая отрасль может похвастаться этим! Мы все преследуем одну цель – популяризировать крафтовое пивоварение в нашей стране. И такое мероприятие как раз помогает людям находить друг друга, делиться опытом и говорить о каких-то методах достижения этих целей, – делится впечатлениями Екатерина КРИВЕГА, представительница харьковской пивоварни Red Cat Brewery. – Сегодня мы занимаем 1-1,5% рынка. Соответственно, это говорит о том, что нам нужно еще больше популяризировать крафт! Вдохновила на Форуме идея поддерживать друг друга – украинских производителей сырья и оборудования. Это хороший путь, чтобы Украина стала крафтовой! И очень впечатлила тема фудпейринга, очень интересная, заставила экспериментировать с блюдами и пивом в этот же вечер.